Адаптированная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью
Описание образовательной программы
Описание адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Адаптированная
основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - АОП УО) разработана в
соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и на основе ФАОП ООО,
утвержденной приказом Минпросвещения РФ №1026 от 24.11.2022 г.
В МБОУ Беляйской ООШ
реализуется адаптированная общеобразовательная программа обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) соответствующая варианту
ФАООП УО: с 1 по 4 класс, включая дополнительный класс, с 5 по 9 класс.
АОП адаптируется с учетом особенностей
психофизического развития, индивидуальных возможностей обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и обеспечивает коррекцию
нарушений развития и социальную адаптацию. АОП может быть реализована в разных
формах: как совместно с другими обучающимися, так и индивидуально. Обязательной
является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации
как общих, так и особых образовательных потребностей обучающихся.
В основу разработки АОП УО заложены
дифференцированный и деятельностный подходы. Дифференцированный подход
предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в
неоднородности возможностей освоения содержания образования. Деятельностный подход основывается на
теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих
основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития
личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями). Деятельностный подход в
образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного возраста
определяется характером организации доступной им деятельности
(предметно-практической и учебной). Основным средством реализации
деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации
познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся,
обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
В основу АОП УО положены следующие принципы:
-
принципы
государственной политики Российской Федерации в области образования
(гуманистический характер образования, единство образовательного пространства
на территории Российской Федерации, светский характер образования,
общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и
особенностям развития и подготовки обучающихся);
-
принцип
коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса,
обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его "зоны
ближайшего развития" с учетом особых образовательных потребностей;
-
принцип
практической направленности, предполагающий установление тесных связей между
изучаемым материалом и практической деятельностью обучающихся; формирование
знаний и умений, имеющих первостепенное значение для решения практико-
ориентированных задач;
-
принцип
воспитывающего обучения, направленный на формирование у обучающихся
нравственных представлений (правильно или неправильно; хорошо или плохо) и
понятий, адекватных способов поведения в разных социальных средах;
онтогенетический принцип;
-
принцип
преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на всех
этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста;
-
принцип
целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних
взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и
учебными предметами, входящими в их состав;
-
принцип учета
возрастных особенностей обучающихся, определяющий содержание предметных
областей и результаты личностных достижений;
- принцип учета особенностей психического развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
-
принцип
направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность
овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и
приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и
нормативным поведением;
-
принцип
переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в
условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет
обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной
деятельности в реальном мире;
- принцип сотрудничества с семьей.
Структура АОП УО включает целевой, содержательный и организационный разделы в соответствии с требованиями Стандарта. АОП УО имеет два варианта: АОП обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) и АОП обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).
Каждый
вариант АОП УО содержит дифференцированные требования к структуре, результатам
освоения и условиям ее реализации, обеспечивающие удовлетворение как общих, так
и особых образовательных потребностей разных групп или отдельных обучающихся с
умственной отсталостью, получение образования вне зависимости от выраженности
основного нарушения, наличия других нарушений развития, места проживания
обучающегося, вида образовательной организации.
Для обучающихся с
умственной отсталостью, имеющих инвалидность, дополнительно реализуется
индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (далее - ИПРА) в
части создания специальных условий получения образования. Определение одного из
вариантов АООП образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) осуществляется на основе рекомендаций
психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК), сформулированных по
результатам его комплексного психологомедико-педагогического обследования в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.