Функциональная грамотность
Что такое «функциональная грамотность»
Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности
дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:
«Функциональная грамотность – это способность
человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого
диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения
и социальных отношений».
Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе
международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной
грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования:
«Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми
им для полноценного функционирования в обществе?».
Нормативные документы
Распоряжение Департамента общего образования Томской области от 22.12.2021
№ 1999-р
25.03.2022
Составляющие функциональной грамотности
В качестве основных составляющих
функциональной грамотности выделены: математическая, читательская,
естественно-научная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и
креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей
является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая
при этом разнообразные задачи.
1.
Читательская грамотность |
Способность
человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять
о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять
свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни |
2.
Естественно-научная грамотность |
Способность
человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным
с естественно-научными идеями |
3.
Математическая грамотность |
Способность
формулировать, применять и интерпретировать математику
в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения;
использовать математические понятия и инструменты |
4.
Финансовая грамотность |
Совокупность
знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к
улучшению благосостояния и повышению качества жизни. |
5.
Креативное мышление |
Способность
продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и
совершенствовании идей, направленных на получение инновационных
и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения
воображения. |
Сочетание
знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при
личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой
культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем |
25.03.2022
Банки заданий по функциональной грамотности
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности
на сайте Российской электронной школы
Электронный
банк заданий по финансовой грамотности
Банк заданий по
функциональной грамотности от издательства «Просвещение»
Открытый
банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ
25.03.2022
27 января 2022 прошло исследование функциональной грамотности учащихся 8 класса.
Результаты:
17% базового уровня и 83% недостаточного уровня по естественно-научной грамотности;
17% средний уровень и 83% низкого уровня по читательской грамотности;
33% базового уровня и 67% низкого уровня по математической грамотности.